June 5

Методы приоритезации бэклога требований

Приоритезация... Сколько же крови было пролита из-за вечных споров что же нам делать сейчас, а что же нам делать потом. Многие менеджеры сталкиваются с хаотичными предложениями и мнениями, что сбивает с верного пути и как итог – важные фичи брошены или не начаты, цели не ясны, команда теряет мотивацию. Как же нам учитывать интересы множества Заинтересованных сторон с разным уровнем влияния, власти и интереса к проекту? По опыту кажется, что ничего лучше, чем "иметь нюх на всякую ерунду и бессмыслицу" (Т. Демарко, Записки мистера Томкинса) и не придумали.

Эффективная организация – залог успеха любого проекта, но как выстроить её грамотно, исключая бесконечные звонки, споры и презентации? Работа с бэклогом не так проста, как может показаться и, чтобы добиться реального результата, при минимальных затратах на его разработку, стоит прибегнуть к приоритизации задач.

Однако, давайте попробуем найти способ, который позволит нам обосновать значение приоритета для команды проекта, бизнеса и другими стейкхолдерми. Рассмотрим методы RICE, ICE Scoring и WSJF с допущением, что у нас есть метрики.

Экспертная оценка вряд ли подойдет...

Метод оценки ICE Scoring

Метод определения приоритетов ICE был придуман Шоном Эллисом, который известен авторством термина Growth Hacking. Первоначально ICE был предназначен для приоритизации экспериментов по росту. Позже ICE стали использовать и для приоритизации фичей.

Данная модель один из самых легких инструментов для организации целей и задач. Если вы впервые прибегаете к этим методикам, то она станет отличным вариантом для начала. В наших реалиях, данный метод используется в голове "продуктового менеджера" для назначения приоритета требованиям.

Формула:

  • Impact – маркер говорит о том принесёт ли внедрение инициативы, технологии экономический рост или увеличение другого ключевого показателя, относительно которого проводится оценка задач.
  • Confidence – показатель уверенности в успешности исполнения, зачастую, основывается на двух оставшихся критериях.
  • Ease – оценка трудо- и ресурсоёмкости функции.

В ICE используется шкала от 1 до 10 чтобы все факторы сбалансированно влияли на итоговый результат. Важно, чтобы значения параметров были сбалансированы между собой, тогда в формуле будет какой-то смысл.

Плюсы:

  • Простота понимания алгоритма.
  • Высокая скорость принятия решений.
  • Можно считать в уме.

Недостатки ICE

ICE Scoring иногда подвергается критике за его субъективность:

  • одна и та же фича может оцениваться по-разному одним и тем же лицом в разное время. Это может повлиять на окончательный список приоритетов.
  • если разные люди оценивают фичи — все они будут оценивать ее по-разному.
  • члены команды, которые хотят, чтобы их фичи были приоритетными, могут манипулировать результатами, чтобы получить аппрув.

RICE метод

RICE — это метод приоритизации идей и фич продукта. Аббревиатура включает 4 фактора, которые менеджер продукта может смело использовать для оценки и приоритизации продуктовых фич:

  • Reach – количество охваченной аудитории, которую затронула фича или его внедрение, в реальных числах.
  • Impact – пользы от внедрённой фичи итоговому продукту или всему проекту.
  • Confidence – показатель уверенности в успешности исполнения. В модели RICE измеряется в процентах и позволяет исправить ситуацию, когда нет конкретных доказательств уверенности во влиянии.
  • Effort – характеризует трудозатраты и выражается в задействованных людях в месяц для реализации одного проекта.

Не смотря на схожесть составляющих RICE и ICE, отличаются они не только уровнем объективности оценки, но и составляющими процесса оценки.

Reach (Охват)

Уровень охвата измеряется количеством людей/событий за определенный период времени. Этот фактор предназначен для оценки того, на какое количество людей каждая фича или проект повлияет в течение определенного периода времени, и сколько ваших пользователей увидят такие изменения.

Важно акцентировать внимание на реальных метриках, а не использовании непонятных чисел.

Impact (Влияние)

Влияние показывает какой вклад приносит эта фича продукту.

Ценность понимается по-разному в каждом продукте

К слову, влияние трудно измерить точно. Так, мы выбираем из шкалы с множеством вариантов, то можно предложить следующие значения: 3 для «массового влияния», 2 для «высокого», 1 для «среднего», 0,5 для «низкого» и, наконец, 0,25 для «минимального». Эти цифры умножаются на итоговый результат, чтобы масштабировать его ниже или выше.

Confidence (Уверенность в оценке)

Если вы считаете, что фича может иметь огромное влияние, но у вас нет данных для доказательства этого, Confidence позволяет проконтролировать этот момент. Confidence измеряют в процентах и задается всегда экспертно.

Т.О. уверенность - это фактор ошибки для формулы

Effort (Трудозатраты)

Трудозатраты оцениваются как количество «человеко-месяцев», недель или часов, в зависимости от потребностей.

Тут подходят различные способы проектного управления для определения трудоемкости для пакета работ, такие как оценка по трём точкам, оценка по аналогу, семантические правила и др.

Результат

Наибольшие приоритет должен быть у тех требований, которые набрали наибольшее значения Rice Score.

Плюсы:

  • Количественная оценка полезности и трудозатрат снижает уровень субъективности приоритизации.

Минусы:

  • Риск необходимости переоценки. Результат по методике RICE нельзя считать окончательным, так как она всё же является более систематизированной моделью уверенности команды в той или иной фиче.

WSJF – Weighted Shortest Job First

Универсальная и наиболее эффективная модель приоритизации. Рассматривает оптимальное количество критериев, что позволяет рационально структурировать работу.

Название механизма — это аббревиатура фразы «Weighted Shortest Job First» – самые важные и простые задачи первостепенны, в ней и заключена идея приоритизации. После оценки вы получите готовый список, в котором задачи будут убывать по сложности реализации и эффективности для вашего проекта.

Вычисления при использовании данной модели сводятся к одной простой формуле, но сложность появляется в составной части числителя, так как cost of delay складывается из ещё трёх критериев оценки. Именно такая составляющая делает WSJF действительно эффективной.

Cost of delay (= User-Business Value + Time Criticality + Risk Reduction or Opportunity Enablement) – техническая сложность реализации работы, которая включает в себя:

  • User-Business Value ­ (бизнес ценность) – критерий, оценивающий как полезна задумка, задача будет для бизнеса.
  • Time Criticality (временная критичность или спешка) – как важно сделать задачу быстро или её выполнение может подождать.
  • Risk Reduction (фактор риска) – оценивая этот параметр фактически нужно ответить на вопрос – «от каких рисков мы сможем себя уберечь? ».
  • Opportunity Enablement (фактор возможностей) – количество потенциально открытых возможностей.

Job size (ресурсозатратность) – включает в себя трудовые ресурсы, сроки работ, затраты на внештатных работников.

Процесс оценки

Для наиболее эффективной оценки требований по WSJF часто используют StoryPoints из Scrum. Т.е. выберем требование, которое кажется наиболее простым для оценки. Возьмем критерии оценки этого требования за единицу, а другие требования будем попарно сравнивать с эталоном.

По классике допустимо использовать последовательность Фиббоначи.

В модели WSJF наивысшая оценка означает первостепенность выполнения задачи, как самой эффективной в соотношении затрат времени и ресурсов.

На мой взгляд данный механизм обладает исчерпывающих количеством инструментов и потому является самым подходящим для приоритизации любого бэклога – от малого до самого «страшного».

Плюсы:

  • единовременная приоритизация всего бэклога
  • эффективная шкала оценки
  • важные и актуальные критерии

Минусы:

  • возможность интуитивных результатов при плохой коммуникации бизнеса и исполнителей

Модель WSJF работает успешно и эффективно в большинстве случаев. Она подойдёт для систематизации многозадачных бэклогов и самых примитивных версий.


Дополнительно

Еще один хороший метод дл копания в правильном направлении - модель Кано.

Почитать тут: https://vc.ru/design/578714-model-kano-instrukciya-po-primeneniyu