Лайфхак
December 19, 2024

Управление коммуникациями

Привет, Мир!

Среди трёх граней талантов руководителя проектов (Ways of Working, Power Skills, Business Acumen) сегодня поговорим о Power Skills. Он же Soft Skill - про то, как слышать, слушать и быть услышанным.

Согласно статистике, на коммуникации у ПМ уходит порядка 90% рабочего времени. Получается такой вот интегратор-болтун, который обеспечивает, что нужная информация доходит до заинтересованных ли вовремя, информация понятная и не теряется по дороге. Стоит отметить, что в проектной деятельности управлять коммуникации кроме руководителю и некому.

В случае наличия блокеров коммуникаций в проекте неизбежны задержки. А в особых запущенных случаях блокеры коммуникаций ведут к провалу проекта.

Процессы управления коммуникациями

Управление коммуникациями состоит из следующих процессов:

  • Планирование управления коммуникациями. Осуществляется в два этапа:
    • После инициации проекта.
    • После определения команды проекта
  • Управление коммуникациями - управления каналами коммуникаций.
  • Мониторинг коммуникаций - проверяем исполнение плана коммуникаций.

Область знаний относится к "другим" планам управления проекта и не включается в проектный треугольник/семиугольник. Суть области знаний - убедиться, что все заинтересованные лица вовремя получают всю необходимую информацию.

Виды коммуникаций

Различаются следующие виды коммуникаций:

  • Устные ИЛИ письменные
  • Официальные ИЛИ неофициальные
  • Толкающие ИЛИ тянущие ИЛИ интерактивные
    • Толкающие (Push) - отправить коммуникацию без проверок успешности доставки.
    • Тянущие (Pull) - любой запрос информации.

Отчёты

Любые отчёты в проекте - это способ коммуникации. Отчет должен быть полным, четким и кратким (по возможности).

Выделяют следующие виды отчетов:

  • Отчет о статусе
  • Отчет о прогрессе
  • Отчет о тенденциях (есть ли улучшения или ухудшения со временем)
  • Отчет о прогнозах (единственный вид отчёта про будущее)
  • Отчет о расхождениях
  • Отчёт о выполненном объеме (относится к EVM, Earned Value Management).

Каналы коммуникаций

Если коммуникация происходит между двумя людьми, то получаем один канал коммуникации. Если между тремя, то два канала, а между четырьмя - 6.

Формула:

Основной вывод: если в проекте все общаются с всеми, то получаем большое количество каналов коммуникации, а это будет являться блокером коммуникаций. Поэтому, важно иметь и следовать установленному плану коммуникаций.

Шум, канцелярит и жаргонизм

Шум в коммуникациях - это всё то, что мешае коммуникациям. В т.ч. физический шум соседа с перфоратором при удаленной работе.

Канцелярит и жаргонизм - могут быть блокером коммуникаций, особенно при общении с внешними заинтересованными сторонами или новичками команды.

Техники коммуникаций

  • Активное слушание (т.е. дать понять, что слушателю интересно и т.п.)
  • Обратная связь (например, пересказать рассказчику, что вы услышали и поняли)
  • Оптимальные средства связи (актуально для виртуальных команд, т.к. без хорошего инструмента коммуникации невозможны)
  • Язык и речь (полный, точный, краткий без жаргонизма и канцелярита)
  • Фасилитация встреч (для групповых встреч, где много коммуникаций)
  • Невербальная коммуникация (мимика, жесты, поза и тп)

Итого

После инициации проекта хороший ПМ накидает первоначальный план коммуникаций и представит его команды. Из такого плана должно быть понятно, кто с кем и как должен общаться.

После формирования команды (этап Forming) первоначальный план надо превратить в базовый план управления коммуникациями:

  • Определить кто с кем взаимодействует.
  • Определить какие отчёты необходимо предоставлять, кому и когда.
  • Донести этот план команде!

В процессе реализации проекта - следить, что команда следует плану коммуникациям, своевременно выявлять блокеры и устранять их.

Если же этого не сделать, то такой ПМ резко увеличивает шанс задержек или даже провала проекта.

На этом всё. ❤️ Meow! ❤️